ГлавнаяРАЗНОЕ ➜ Мини-музеи в ДОУ

Мини-музеи в ДОУ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной» реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

 Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад.

Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Наименование мини – музея: « У истоков старины».

Профиль мини – музея:  этническо – познавательный.

Цель создания мини – музея:

-создание  предметно-развивающей среды в старшей группе, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, истории и традициям русского народа.

Задачи мини – музея:

- воспитать детей так, чтобы они имели представление об истории быта русского народа;

-воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;

-познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

-познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

-сформировать первичные представления о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков;

-привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Принципы, положенные в основу решения данных задач:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с родителями;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут:

- участвовать в обсуждении его тематики;

-приносить из дома экспонаты;

- ребята из старших групп проводить экскурсии для младших;

-пополнять их своими рисунками, поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок соавтор, лишь пассивный созерцатель, а здесь он творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Мини – музей -  это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.

Главное в мини -  музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Главной его функцией становиться образование и воспитание.

Именно поэтому:

1.      музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

2.      является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

3.      способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

4.      помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

5.      мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы работы с детьми в мини-музее:

1) занятия-экскурсии

2) занятия с элементами игры

3) занятия с творческими заданиями

4) исследовательская деятельность

5) продуктивная деятельность

6) художественная деятельность

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9